Мартынова Елена Анатольевна, воспитатель
Конспект ООД «Казачка гордая моя» в старшей группеЦель: приобщение детей к культуре и быту донского казачества. Задачи: Образовательные – закреплять представление детей о роли матери в казачьей семье; формировать ценностные представления о труде казачек, о семейных отношениях; Развивающие – развивать познавательный интерес к истории своего народа; Воспитывающие - воспитывать уважение, бережное отношение к, традициям казачьей семьи. Интеграция областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Активный словарь: продолжать учить детей отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей; активизировать произношение слов: курень, рушник, горница, домушка, стряпная, прялка. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изготовление игр; разучивание подвижной казачьей игры «Снежинки, ветер и мороз». Ход образовательной деятельности. Дети с воспитателем входят в группу. Вос-ль: Ребята. Посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте. Вос-ль: Вы помните, что значит слово «Здравствуйте?» Это значит пожелать здоровья. Давайте пожелаем друг другу здоровья. Станем рядышком, по кругу.
Если каждый улыбнется - Утро доброе начнется (улыбнитесь ребята друг другу). Стук в дверь. Вос-ль: Ребята кто-то стучится (открывает дверь). Входит Незнайка. Незнайка: Здравствуйте. Вос-ль: Здравствуй Незнайка. Что тебя к нам привело? Незнайка: Я узнал, что существует такой праздник «День матери – казачки». Но я не знаю кто такая казачка и чем она занималась. Вос-ль: Правильно Незнайка,4 декабря казаки отмечают День Матери - казачки.Ребята, давайте расскажем Незнайке кто такая казачка и как она жила. На берегах Дона издавна жили люди, которые называли себя… Как? Дети: казаками. Казаки – это народ особенный. Они жили вольно и свободно, умели все: пахать, сеять, дом построить, но дом свой нужно было и защищать, поэтому казаки были отличными войнами. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах. И ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Вос-ль: Ребята, давайте посмотрим на экран. Найдите здесь, пожалуйста, казачий дом. А как его называют? (курень). - А что означает слово курень? (Курень значит круглый). Вос-ль: Правильно, все комнаты в доме располагались по кругу. А какие комнаты там были? (зал – горница, спальня – домушка, кухня – стряпная). Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран. Дима, покажи зал. А как его называли казаки? (горница). А для чего предназначалась горница? (для приёма гостей). Никита, покажи спальню. Как её называли казаки? (домушка). Глеб, покажи кухню. Как её называли казаки? (стряпная). Вос-ль: Незнайка, мы тебе подарим картинки с изображением куреня и его комнат. Мать-казачка не только следила за порядком, но и создавала уют в доме. Все скатерти, салфетки, коврики хозяйка делала своими руками, шила одежду себе и своим детям. Вос-ль: Ребята, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Вы мне поможите отобрать те вещи, которые сделала казачка? (выбирают картинки). Вос-ль: Молодцы ребята, а теперь давайте расскажем Незнайке что это за вещи. (Половики, лоскутное одеяло, круглые коврики, салфетки, скатерти, рушники, одежда казачек – парочка, покрывала). Вос-ль: А тебе, Незнайка, ещё одна картинка с вещами, которые сделала казачка своими руками. Вос-ль: А теперь отгадайте загадки: 1.Кто такой стоит пузатый И блестящие бока, Торчит носик крючковатый, В нём вода из родника. Окружили его чашки, Сахар, пирожки и мёд, Он, как командир в фуражке Чаю всем гостям нальёт. (Самовар) 2.В печи стоит, закрытый крышкой… Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой. Щи варит в печке (Чугунок) 3. Не лопата, не совок, Что захватит, то в роток; Кашу, суп или окрошку… Вы узнали? Это (Ложка) 4.Для молока, сметаны, вин, Горласт и крепок, стоек, статен, Узорами на вид приятен, Огня, Воды и Глины сын - Пузатый глиняный ... (Кувшин) Вос-ль: Ребята, а про что я вам загадала загадки? (Про посуду). Вос-ль: Правильно, а у кого была такая посуда? (У казаков). За чистотой посуды также следила мать-казачка. А для чего нужна посуда? (Готовить еду, кушать). А где готовили еду казаки? (В печи). Давайте с вами проведём физминутку «Печка» Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Вос-ль: Вот тебе незнайка ещё одна картинка с печкой и посудой. Ребята, а кто готовил еду в казачьей семье? (Мать-казачка) А какие казачьи блюда вы знаете? (Уха, борщ, узвар). А вы знаете из чего готовится борщ и узвар? А мы сейчас проверим. Вот вам два чугунка, девочки будут готовить узвар, а мальчики борщ. Игра «Приготовь казачье блюдо» Вос-ль: Молодцы, ребята, справились с заданием. А тебе Незнайка ещё один листок с казачьими блюдами. Посмотри, сколько у тебя много листочков собралось. Вос-ль: Ребята, давайте ещё вспомним чем занималась казачка? (Убирала, готовила, вязала, шила). Скажите, а она всё делала сама или ей кто-то помогал? (Ответы детей). Вос-ль: Я предлагаю вам отправится в прошлое, с помощью этой волшебной шали. Давайте возьмёмся за руки, я одену шаль и все вместе скажем волшебные слова: раз, два, три в прошлое нас отнеси. Вос-ль: Мы находимся в казачьем курене. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Сама: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает). Вос-ль: А рядом невестка Машенька что-то собирается готовить. Маша: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами) Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердела. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар). Вос-ль: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Арина занимается рукоделием. Арина: Напряла я пряжи на прялке. Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю: Але, але, аленьки Свяжу карпетки маленьки. Будет ноженькам теплее, А Гришатке веселее. Вос-ль: А это – средняя дочь – Ксения, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хвалёнкой». Ксения: Когда мне исполнилось 14 лет – дед подарил мне серебряное колечко. Вос-ль: Это значит, что Ксения стала девушкой на выданье. Ксения: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук) Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала. Вос-ль: А вот и младшая дочь хозяйки. - Как кличут тебя, чадунюшка? Даша: Дашенькой, а это мой братик Гришатка. Вос-ль: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали. Даша: Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою: Люли-люли-люленьки, Где вы, где вы, гуленьки? Прилетайте на кровать, Начинайте ворковать. Люли-люли-люленьки, Прилетели гуленьки! Сели в изголовьице… Спи-ка на здоровьице! Вос-ль: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день девочек казачек. Но было у них время и поиграть. Пока девочке не исполнилось 14 лет, она могла играть и с мальчиками. Игра «Снежинки, ветер и мороз» Вос-ль: Ну а нам, ребята пора возвращаться, давайте возьмёмся за руки. Я одену волшебную шаль и скажем слова: раз, два, три в детский сад нас отнеси. Вос-ль: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? А теперь скажите, кто же помогал матери-казачки? (дочки, невестки). Незнайка, ты теперь понял кто такая мать-казачка и чем она занималась? Незнайка: Да, спасибо ребята, я всё понял. Я сохраню эти листочки, чтобы не забыть. Мне пора, пойду расскажу своим друзьям. До свиданье. Вос-ль: Ребята, вам понравилось занятие? Что мы с вами делали? А что вам больше всего понравилось?
17 января 2024 в 23:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.